Видео смотреть бесплатно

Смотреть жесткий видео

Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Независимая Литературная Премия 'Дебют'

Документы
Лица премии
Публикации
2004
2003
2002
Издательская программа
Пресса о премии
Новости
Обратная связь
Фонд "Поколение"
Новый литературный журнал


Публикации



Публикации


Предисловие к Антологии ста поэтов (Данила Давыдов)



Здесь собраны стихи ста молодых (от двадцати пяти лет и младше) русских поэтов - из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Калининграда, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Тамбова, Владивостока и еще более чем двадцати городов России, а также из Латвии, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Израиля, США. В сетевой версии мы решили опубликовать по одному тексту каждого поэта (понимая один текст довольно широко: здесь встретятся и крайне минималистские стихотворения, и стихи весьма пространные, и даже циклы); в книжном варианте подборки многих авторов будут более представительны.

Эта антология в своем роде уникальна. Поколенческий срез - идея не ахти какая новая, и в этом собрании стихотворений, - разумеется, с учетом субъективных представлений составителя - представлена более или менее объективная картина младшего поэтического поколения, или хотя бы попытка подобную картину продемонстрировать. Но, с другой стороны, самим своим появлением антология обязана Независимой премии "Дебют" и строится на материалах этой премии - а, следовательно, помимо репрезентации поколения в абстрактном смысле здесь предлагается и социологическое мини-исследование референтной группы участников нашей премии. Отсюда - принципиальная неравнозначность, разноуровневость составивших антологию стихов (при всё же, кажется, выдерживании определенной планки, не позволявшей отбирать тексты посредственные и безликие); более того, вряд ли некоторые тексты, собранные здесь, могли бы существовать в каком-либо ином общем контексте, да и надеяться на равное благожелательство (или хотя бы живой интерес) подавляющего большинства читателей ко всему корпусу не приходится. Вероятно, для многих (как справа, так и слева) те или иные стихи не покажутся стихами (в сколь-нибудь положительном значении); парадоксальным образом, именно это вселяет в составителя уверенность: антология в общем и целом удалась, так как поставленная задача (одновременно эстетическая и социологическая) выполнена.

Увы, но нам пришлось отказаться от включения шорт-листеров прошлого и нынешнего годов - их тексты публикуются отдельно.

Часть авторов антологии уже известна тем, кто следит за актуальным литературным процессом. Так, можно назвать Нату Сучкову (стипендия Фонда Алфреда Тёпфлера, Германия, 2000), Филиппа Минлоса (премия "Очень своевременная книга", Саратов), Ирину Шостаковскую (диплом Тургеневского фестиваля малой прозы, Москва, 1999)... Подборки Юлии Шадриной, Наты Сучковой, Виталия Науменко, Виктора Iванова, Нади Делаланд, Алексея Шепелёва опубликованы в антологии "Нестоличная литература. Поэзия и проза регионов России" (М.: НЛО, 2001), Арсения Замостьянова - в антологиях "Строфы века" (М. - Минск, 1995) и "Русская поэзия. ХХ век" (М., 1999). Некоторые поэты печатались в таких изданиях, как "Юность", "Новая Юность", "Вавилон", "Черновик", "Арион", "День и Ночь", "Окрестности", "Литературная учеба", "Уральская новь", "Книжное обозрение", а если добавить сетевые ресурсы - "TextOnly", "Лавка языков", "Драгоман Петров"... Помимо участников лонг-листа "Дебюта-2001" в этой антологии - и многие из тех, кто обратил на себя внимание в ходе "Дебюта-2000".

Другая категория включенных в наше собрание авторов известна составителю меньше, хотя имена их и (реже) отдельные тексты ранее встречались. Уровень их профессионализма неодинаков; попадаются и вполне зрелые поэты (Наталья Курчатова, Анастасия Романова...), и авторы пусть одаренные, но явно еще не преодолевшие стадии ученичества (Наталья Таганова, Анна Минакова, Дмитрий Гасин).

Наконец, многие имена возникли из потока - и здесь качественный разброс наиболее велик. Одних авторов мы отбирали ради единственного обратившего на себя внимание текста, других - с целью максимально полно представить многообразие современных поэтик (в том числе лично составителю малосимпатичных), третьих - чтобы поощрить их дальнейшую работу (а не поощрить нынешнюю)... Но есть среди возникших будто бы ниоткуда авторов и, с нашей точки зрения, настоящие открытия - таковы, к примеру, Марианна Гейде, Юрий Акимов, Павел Колпаков, Ксения Щербино.

Разброс поэтических техник, манер, стилевых предпочтений, воспроизводимых или трансформированных традиций в этой антологии весьма значителен. Крайне традиционалистские, пассеистские тексты соседствуют здесь с яркими образцами авангардного и поставангардного письма - при этом перевес последних объясняется не столько личными предпочтениями составителя, сколько реальным характером той части премиального потока, которую вообще имело смысл рассматривать. Впрочем, немалую часть антологии составляют тексты, так сказать, центристские, совмещающие, как бы это пошло не звучало, традицию и новаторство (точнее сказать - в которых учитываются разные традиции и присутствуют различные типы инноваций).

Интересно работают многие авторы с традицией минимализма. Спектр здесь - от изысканных верлибров Олеси Гидрат, восходящих к Арво Метсу и Владимиру Буричу (а, может быть, и к более ранним западноевропейским и американским образцам), - через более резких, но достаточно лиричных Дмитрия Лазуткина и Кирилла Баскакова - до Дмитрия Дмитриева и Максима Сильянова, близких конкретизму Всеволода Некрасова и Ивана Ахметьева. Особенно интересны здесь случай Филиппа Минлоса, совмещающего конкретизм с элементами политически ангажированного прямого высказывания, и отчасти близкого ему Этера де Паньи (чьи тексты, впрочем, более медитативны и отчасти близки к поэтике такого автора, как Станислав Львовский).

Продолжатели авангардной традиции находят разные ее оттенки, от которых отталкиваются: радикальный авангард Крученых-Зданевича-Терентьева близок Алексею Шепелёву, опыт дадаизма и сюрреализма учитывает Наталия Ротен, у Сергея Иванова проскальзывает интонация, близкая к Заболоцкому, у Виталия Науменко - к Вагинову и Олейникову, у Ксении Щербино - к Северянину и имажинистам, хармсовско-введенские нотки обнаруживаются у Юрия Супова, и - более тонко - у Михаила Лёнюшкина, а у скрывшегося под маской Иван Бунинъ автора они соеденияются с явным влиянием митьков.

Важно отметить, что те или иные литературные влияния у молодых авторов подчас соседствуют с вниманием к различным субкультурным образованиям, особенно к рок- (в том числе, панк-рок-) поэзии. Так, у Максима Морозова, Светы Сдвиг и Дениса Тихонова очевидны отсылки к Егору Летову, у Евгения Ткаченко - к Янке Дягилевой. Данил Файзов (как и ряд других авторов), апеллируя отчасти к наследию Александра Башлачева, одновременно учитывает и лучшее из наследия шестидесятников (включая "ахматовских сирот", Глеба Горбовского, Виктора Соснору). Рок-культурные истоки, совмещенные с максимально радикальным высказыванием, характерны для стихов Анастасии Трубачевой.

Отдельный случай - творчество Ирины Шостаковской, имеющее и авангардные, и субкультурные корни, но перерастающее их; диапазон стихов - от иронических стилизаций, построенных на тонкой языковой работе до максимально обнаженного слова, предельно открытого высказывания; тематический разброс - от точных и беспощадных зарисовок инфантильного менталитета, всевозможных новейших аберраций гендерной проблематики - до тонких метафизических построений.

В стихах Юрия Акимова продолжается словотворческая, обращенная к фольклорным истокам традиция Хлебникова, но при этом они лишены разрушительно-мироустроительного футуристического пафоса, - здесь, скорее, фиксация и перечисление реальных или воображаемых предметов, производимое сторонним, хладнокровным наблюдателем; отчасти эта творческая позиция напоминает "каталоги" Григория Оболдуева и "предметники" Михаила Соковнина, однако с другой стороны, вспоминается и сибирский панк (Ревякин, Летов). Александра Сикирина также демонстрирует беспафосное, несколько отстраненное внимание к сугубо приватным, максимально интимным - и в то же время как бы случайным, неважным элементам реальности; при некотором стилевом сходстве с шестидесятничеством, здесь нет претензии на какие-либо метафизические или гносеологические обобщения, но в то же время это и не чистый импрессионизм, - мы предпочли бы говорить о калейдоскопическом, фасеточном типе поэтического взгляда. Близка к Сикириной Ксения Белецкая, впрочем, более резкая и желчная.

Примитивистский язык исповедует Антонина Рошко; напротив, вычурно-декадентские стилизации обнаруживаются у Евгении Свитневой. Желчно-иронические тексты Владимира Никритина (заставляющие вспомнить лучшие из стихов Владимира Друка) соседствуют с опытами синтеза славянских языков у Леонида Кочеткова; изысканный акмеист Павел Колпаков - с Петром Виноградовым, продолжателем таких постакмеистов, как Багрицкий или Тихонов; Григорий Хубулава, воспроизводящий добротный советский канон a la Ярослав Смеляков - с эпиком-экзистенциалистом Сергеем Славновым... Неожиданно убедительным оказывается реабилитация символизма у Марианны Гейде, продолжение метафоризма (прежде всего - Парщикова) у Юлии Идлис.

У многих авторов наблюдается следование той, казалось бы, маргинальной до последнего времени (и, кстати, наверняка большинству авторов антологии неизвестной) традиции внешне аморфного, но максимально интонационно четкого стиха, которая в русской неподцензурной поэзии ассоциируется с именами Сергея Кулле и Василия Филиппова и сближается с новейшими исканиями в области прямого высказывания и новой искренности; подобные опыты мы находим у Дарьи Базюк, Натальи Веневцевой, Андрея Железняка, Ольги Куделиной, Ольги Мальшиной, отчасти у Ники Скандиаки, Тараса Трофимова, других участников антологии.

Еще один момент, на котором стоит остановиться - соотнесение тех или иных молодых авторов с локусом, культурно-географическим пространством его обитания. Здесь возникает немало занятных сюжетов. Между одними поэтами-земляками не удается проследить никакого сходства; другие, напротив, обнаруживают черты, условно говоря, региональной школы. Так, примитивистская новая искренность - фирменный знак так называемой "владивостокской поэтической школы", концентрирующейся вокруг студии "Серая лошадь"; и оба приморских участника этой антологии - явные представители подобной поэтики. Другие примеры - стихи пермяка Юрия Куроптева, очевидно ориентирующегося на своего учителя Владислава Дрожащих и вообще "большой стиль" уральской поэзии (Кальпиди, Болдырев и др.), Алексей Шепелёв, вышедший из круга тамбовской Академии Зауми (детища Сергея Бирюкова). Да и поэты из некоторых регионов, где, вроде бы, никогда не было сколько-нибудь заметных деклараций о местной поэтической школе, volens nolens работают в близкой манере - так, у вологодских поэтов наблюдается тяга к синтезу почвенничества с эстрадно-шестидесятнической манерой (в диапазоне от Евтушенко до Бродского). Конечно, подобные рассуждения легко могут скатиться в спекуляцию - так, рассуждая о пресловутой "петербургской поэзии", традиционно соотносимой с разного рода комбинациями акмеизма и обэриутства, с определенной натяжкой можно вспомнить непетербуржцев Илью Ключникова, Алексея Лукьянова или Виталия Науменко, - но совершенно невозможно притянуть сюда поэзию Дарьи Суховей, яркого представителя постконцептуалистского течения, ассоциирующегося обыкновенно с московским кругом молодых литераторов...

Безусловно, в кратком предисловии невозможно описать подробно поэтику столь значительного числа поэтов; поэтому, когда мы отделываемся ссылкой на того или иного автора, то или иное литературное направление - это вовсе не означает несамостоятельность, вторичность, эпигонство молодого автора; просто так минимальными средствами возможно задать определенное читательское ожидание. К тому же более подробное рассмотрение молодой отечественной поэзии в рамках нашей антологии просто невозможно - хотя бы потому, что возрастные рамки премии "Дебют", будучи совершенно необходимым формальным факторов, всё же не совпадают с реальными возрастными границами младшего литературного поколения. Но, несмотря на этот тонкий момент, большинство важнейших поколенческих тенденций, кажется, вполне реально проследить по текстам, отобранным для данной антологии.

Составитель хотел бы выразить искреннюю благодарность тем, без чьей помощи и советов вряд ли удалось бы собрать антологию ста молодых поэтов - в первую очередь, координатору премии "Дебют" Ольге Славниковой, а также Николаю Виннику, Алексею Денисову, Павлу Крючкову, Дмитрию Кузьмину, Илье Кукулину, Ирине Личагиной, Виктору Мясникову, Марине Осмоловской, Виталию Пуханову, Кириллу Решетникову, Сергею Соколовскому, Андрею Щетникову - и, конечно же, организаторам "Дебюта", без которых этот проект был бы, конечно же, невозможен. Со всеми ними составитель разделяет удачи антологии, недостатки же - всецело на его совести.



Вернуться к списку публикаций


  

Документы  | Лица премии  | Публикации  | Издательская программа  |
Пресса о премии  | Новости  | Обратная связь  | Фонд "Поколение"  | Новый литературный журнал

© 2001-2003 Независимая литературная премия "Дебют"
Made in Articul.Ru
Rambler's Top100

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно