Независимая Литературная Премия 'Дебют'

Новости
Лауреаты
Дебют 2001
История
Документы
Люди о премии
В прессе
Интервью
Мои мемуары
На сайте
Лица
Обратная связь
Фонд "Поколение"


Люди о премии > Интервью



Зачем нужен "Дебют"
Премия "Дебют" присуждается авторам в возрасте до 26 лет включительно. Но ее нельзя назвать премией за какую-то специально "молодежную" литературу. Скорее, это премия, которая призвана зафиксировать новую ситуацию, которая складывается в актуальной русской литературе: во-первых, в 90-е годы появилось новое поколение, во-вторых, в связи с новейшими социокультурными изменениями литературный процесс стал интенсивнее, а возраст вступления в профессиональную литературную жизнь в столицах (Петербурге и Москве) стал более ранним, сдвинулся примерно годам к 22-24. Еще одна цель премии "Дебют" - координация культурной жизни в столицах и регионах, подразумевающая не уравнивание одного и другого, а поощрение нетривиальных и новаторских литературных работ в регионах - где они часто существуют без контекста и поэтому не могут быть поняты адекватно.

Премия "Дебют" - это не премия вундеркиндам или многообещающим дарованиям. Поощрять юные таланты, несомненно, необходимо, и соответствующие программы нужны, но задача этой конкретной премии - другая. Она присуждается молодым, может быть, иногда и очень молодым, но уже в наиболее важных чертах сформировавшимся авторам, которых можно оценивать по "гамбургскому счету" - по такому же, как и "взрослых" авторов. Разница в том, что премией этой могут быть оценены сколь угодно экспериментальные произведения - если они в самом деле интересны и значительны.

В современной России такая премия особенно нужна. Французская поговорка гласит, что штаны часто посылаются тому, у кого уже нет зада. Эта закономерность относится и к литературным премиям: крупные премии чаще всего дают не столько за конкретное произведение, сколько "по совокупности заслуг". И, хотя исключения бывают (присуждение поэту Вере Павловой - к слову, члену жюри "Дебюта" 2001 г. - премии Аполлона Григорьева за 2000 г.), задача "Дебюта" - сделать не исключением, а правилом такое положение вещей, при котором премию могли бы получить авторы, находящиеся в состоянии интенсивного роста и развития.

Особенно это нужно сейчас, потому что именно в последние годы развитие литературы заметно убыстрилось. Критики отмечают, что в 90-е годы в русской литературе сформировалось принципиально новое поколение. Точнее, это даже не одно, а три хронологически близких и интенсивно (в области художественных открытий) взаимодействующих поколения: авторы, родившиеся в конце 50-х - начале 60-х, дебютировавшие давно, но понятые только во второй половине 90-х (Елена Фанайлова, Игорь Вишневецкий, Леонид Костюков, Сергей Завьялов, Юлий Гуголев, Григорий Дашевский и др.), авторы, родившиеся в конце 60-х - начале 70-х (Ольга Зондберг, Евгения Лавут, Мария Степанова, Дмитрий Воденников, Станислав Львовский, Николай Звягинцев, Игорь Давлетшин и др.) и авторы, родившиеся в конце 70-х. Второе и третье из названных поколений принесли с собой существенное обновление понимания литературы, новые отношения к различным темам и стилям. Этих авторов нельзя отнести к одному или нескольким определенным направлениям. Можно говорить, что в этих двух поколениях выработались некоторые новые направления (постконцептуализм и др.), но важнее этого - сочетание разнообразия и общей новизны.

Премия "Дебют" призвана поощрять не авторов, похожих на названных выше. Эти яркие дебютанты 90-х названы, чтобы обозначить высокую степень новизны происшедшего в литературе за эти годы. Премия "Дебют" нужна, чтобы поощрять авторов новых и вменяемых. Новых, возможно, иначе, применяющих иные стратегии, чем названные. Вменяемых - то есть тех, которые действуют осознанно, с пониманием того, что такое литература в современной ситуации. Можно знать актуальную литературу лучше или хуже (в провинции трудно знать ее широко), но "вменяемость автора" означает, что автор стремится не повторять чужие штампы, не воспроизводить стихийно-низовую или массовую субкультуру, а сказать свое - при этом зная (хотя бы примерно), каким бывает чужое, что ему в мире и в литературе интересно, а что - нет.

Результаты первого вручения премии в целом подтвердили ориентацию на вменяемость и новизну. Такие ее лауреаты, как поэт и исполнитель собственных песен Кирилл Решетников, поэт и прозаик Данила Давыдов или пишущие в соавторстве прозаики Сергей Сакин и Павел Тетерский, вряд ли могли бы рассчитывать на какие бы то ни было премии, кроме "Дебюта" - в силу того, что их работа резко отличается от той литературы, к которой привыкло большинство читателей. Тем не менее то, что они делают, следует признать актуальным и плодотворным (косвенное свидетельство тому - например, то, что повесть Сакина и Тетерского "Больше Бена" стала предметом большого числа критических публикаций в газетах и в Интернете). То же можно сказать и про некоторых авторов, вошедших в шорт-лист - поэтов Елену Костылеву и Василия Чепелева, прозаика Антона Фридлянда и других. Существенно, что среди победителей и участников шорт-листа оказались в равном положении авторы, известные московским критикам (Давыдов, Решетников) и авторы, которые до тех пор вообще не входили в литературную среду - кроме Сакина и Тетерского, это, например, Екатерина Боярских из Иркутска, которая получила премию за поэму "Эхо женщин", - до конкурса Боярских нигде не печаталась и мало кому была известна, после премии ее тексты начали публиковаться в Интернете и на бумаге и получают одобрительные отзывы.

С другой стороны, Василий Сигарев, победивший в номинации "Драматургия" с пьесой "Пластилин", вскоре после этого получил за неё же Антибукеровскую премию, причем в статье в газете "Ex Libris НГ" по следам этого события отмечалась близость Сигарева к современной социально-критической английской драматургии.

Однако новизна авторов "Дебюта" - не столько в приметах современности (их может и не быть), сколько в новом взгляде на мир. Победители "Дебюта" и лучшие из "шорт-листеров" работают вне контекста советской или постсоветской литературы, но развивают другие традиции: русской неподцензурной поэзии второй половины ХХ века (Елена Костылева), поэзии "серебряного века", экстремальной рок-поэзии и архаическо-языческой мифологии (Кирилл Решетников), традиционной притчи и современной западной прозы (Данила Давыдов), стилистики устного рассказа, телевизионного ток-шоу и "глянцевых" журналов (Сакин и Тетерский) и др. Все эти традиции нужны для того, чтобы выразить мировоззрение человека, отвергающего любые внешние табу для того, чтобы самому, свободно понять смысловые структуры мира.

Еще одна причина, по которой нужна премия "Дебют" - в том, что, как уже сказано, в 90-е годы - точнее, началось это в конце 80-х - возраст вхождения авторов в литературу стал более ранним. Произошло это из-за очень быстрых социокультурных изменений в России: из-за непрерывного вторжения в жизнь новых идей, технологий, возможностей поведения и выбора, из-за ощущения быстрого и хаотичного мельтешения событий. Еще одна причина - резко усилившийся динамизм литературной жизни и издательского процесса: появление небольших частных издательств, которые оперативно публикуют самых разных авторов, а также возможность немедленной публикации в Интернете - и получения столь же немедленной реакции на неё. Премия специально для молодых литераторов в этих условиях может стать не инструментом для выделения и дальнейшей эксплуатации "юных дарований", оправдывающих "взрослые" ожидания, но наоборот - способом поощрять непохожих, эстетически непредсказуемых. Таким образом, премия может стать динамическим средством общения между миром устоявшихся литературных ценностей, репутаций и структур - и постоянно меняющимся сообществом тех молодых авторов, что прокладывают пути для литературы будущего. Литературы дискомфортной, сложной и заставляющей отвечать на новые вопросы - о том, как каждый из нас может существовать в меняющемся мире.

Илья Кукулин

  

Новости | Дебют 2001 | Лауреаты | История | Документы
Лица | Связь

© 2001-2003 Независимая литературная премия "Дебют"
Made in Articul.Ru
Rambler's Top100