Дорогие друзья!
10 июня начинается новый конкурс на соискание Независимой литературной премии «Дебют». Дата довольно условная: к нам уже пришло порядка 4 000 работ от нетерпеливых авторов. Но им мы на самом деле благодарны. Лучше раньше, чем позже: августовский и сентябрьский «девятый вал» не только подрывает здоровье экспертов, но и уменьшает шансы участников на пристальное прочтение. Мы в этом году немного сдвинули сроки приема рукописей: для экспертов лишние пять дней в сентябре дорогого стоят. Но не примите это как приглашение еще потянуть с отправкой текста. Первая моя просьба к вам: если есть что отправить на «Дебют» – сделайте это сегодня.
Вторая просьба: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОЧТОВОГО АДРЕСА! Теперь он такой: 115432, Москва, а/я 18. По возможности, дублируйте «бумажную» почту электронной.
Наш электронный адрес: [email protected]
Теперь о наших контактах. Когда вы посылаете работы вложенными файлами, то часто забываете поставить там собственные имя и фамилию. Понятно, что каждый человек у себя один. Но при нашем потоке может возникнуть путаница с принадлежностью рукописи тому или иному автору. Пожалуйста, обратите внимание: в каждом файле фамилия автора необходима. В каждом файле указывайте все свои данные: электронный и почтовый адрес, контактный телефон. То же делайте и на бумажных рукописях. Лучше десять раз все продублировать, чем потом нам с вами потерять друг друга.
А сейчас – хорошая новость. В этом году премия «Дебют» сотрудничает с новым креативным агентством, которое составляет базу молодых авторов для того, чтобы экранизировать их произведения, привлекать их к работе в кино- и телевизионных проектах, в издательских программах, в СМИ. Многим из вас придут по электронной почте анкеты, которые нужно заполнить, чтобы попытаться попасть в эту престижную и перспективную программу. На вопросы анкеты лучше отвечать коротко и емко: это даст больше, чем реферат. Мы надеемся, что многие наши конкурсанты, независимо от решения экспертного совета и жюри, воспользуются этой возможностью. Сразу отвечаю на часто задаваемый вопрос: ЭТО БЕСПЛАТНО. Если все срастается, агентство само выходит на вас и дальше ведет вас к успеху, что вполне может получиться. При этом ваши авторские права защищены: агентство с каждым будет заключать договор, где все будет прописано.
О номинациях. У «Дебюта» четыре постоянных номинации: «Крупная проза» (повесть, роман), «Малая проза» (рассказ), «Поэзия» и «Драматургия». В этом году две «плавающие» номинации: «Литературная критика и эссеистика» и «Литература для детей». Работы можно присылать сразу в несколько номинаций. Можно присылать по два и более произведения в одну номинацию (два романа, подборку рассказов и так далее). Эксперты и жюри могут переносить работу автора из одной номинации в другую. Например, из «Литературы для детей» в «Поэзию», если покажется, что адресат высказывания – взрослый человек.
Отдельно хочу поговорить про «Литературу для детей». Есть особый дар – быть детским писателем. Этот дар будет теперь очень востребован. На книжном рынке преобладают переводные детские книжки, что с детства делает человека немного иностранцем в своем языке. Очень важно иметь оригинальную, изначально написанную по-русски детскую литературу. Успех «Гарри Поттера» породил не только подражания, но целый бум сказочной повести. Мы будем рады всем интересным проявлениям этого жанра. Но хотелось бы видеть в конкурсе и детские стихи, и занимательный, веселый non-fiction – рассказы о животных, например, рассказы о профессиях, о путешествиях. Есть еще такая ниша, которая раньше называлась «школьная повесть» (именно примесь «школьной повести» делает книги про Гарри Поттера такими обаятельными). Словом, есть где развернуться.
Понятно, что человеку в двадцать лет хочется, наконец, быть взрослым. Предложение написать детскую книгу он может воспринять примерно как предложение посидеть с младшим братиком, когда есть свои серьезные дела. Тем не менее быть детским писателем – это путь к реальному успеху. Это другие тиражи, другие перспективы: Джоан Роулинг тому пример. Если в судьбе счастливо совпадет природа таланта с рыночной и социальной востребованностью, то судьба, можно считать, состоялась. Так что проверьте себя: а не детский ли вы писатель? Проверить можно только на практике: напишите и пришлите на конкурс рукопись.
О номинации «Литературная критика и эссеистика». Здесь можно присылать и опубликованные, и неопубликованные работы. Жанры самые разнообразные: от рецензии на конкретную книгу до рассуждений о природе литературного творчества и литературоведческих исследований. Мы очень надеемся, что в «Дебюте-2006» обнаружится много актуально мыслящих авторов. Затевая номинацию в первый раз, председатель Попечительского совета (временно оставивший нас ради высокой миссии в премии «Большая книга») Эдвард Радзинский рассказывал, как влиятельны критики на Западе и как они плохо слышны у нас в России. Давайте становиться влиятельными людьми. А вдруг именно у вас получится?
О прозе, поэзии и драматургии специально говорить не надо. Именно в этих видах литературы у «Дебюта» зафиксированы наивысшие достижения. Мы поздравляем нашего финалиста 2001 года Алексея Лукьянова, которому 26 мая 2006 года вручили в Москве Новую Пушкинскую премию за повесть «Спаситель Петрограда». Мы поздравляем лауреата 2003 года поэтессу Марианну Гейде, которая в 2006-м году получила приз 45-го Международного поэтического фестиваля в Струге (Македония) "Стружский мост". Это весьма престижная награда, и ее в первый раз получает российский поэт. Надеюсь, что через несколько лет мы будем поздравлять кого-то из участников нынешнего конкурса с большими и престижными литературными наградами. Потому что «Дебют» -- это только начало.
Я желаю всем успеха в конкурсе 2006 года!
Координатор Независимой
литературной премии «Дебют»
Ольга Славникова
|