Независимая Литературная Премия 'Дебют'




Сергей Соколовский

Предисловие к антологии

Антология малой прозаической формы, составленная из материалов, присланных на соискание премии в 2001 году, - перед вами. Жанровая и стилистическая разбросанность представленных здесь текстов призвана отразить не столько общие тенденции <эпотока> в процентном соотношении (это задача не вполне литературная, хотя антология отчасти ее решает), сколько определенный <эпроизвол> составителя. Иными словами, это взгляд на современную русскую прозу, созданную молодыми авторами, с более чем определенной точки зрения, допускающей, в первую очередь, возможность параллельного сосуществования в отечественной словесности нескольких слабо соприкасающихся друг с другом традиций и направлений.

За пределами антологии остались работы, которые представляют специфические жанры: за редкими исключениями, практически весь диапазон литературы non fiction (от эссеистики до научных статей), детская литература, сетевая литература (в частности, гостевые книги как цельные литературные произведения), научная фантастика, детектив, фэнтези и т. п. Также за пределами антологии остались эпигонские и ученические работы, свидетельствующие о способности автора воспроизводить определенный канон при отсутствии, пусть в зачаточной форме, собственного художественного языка. С другой стороны, исключены тексты авторов, вошедших в шорт-лист премии по номинации <эмалая проза>, - они будут задействованы в основной издательской программе.

Можно долго рассуждать о соотношении элементов реализма и авангарда в творчестве того или иного прозаика - по большому счету, в силу размытости указанных понятий, итогом подобного рассуждения может быть лишь крайне шаткая социокультурная конструкция, претендующая на роль <эгеографической> карты современного литературного пространства. Цельность авторского видения мира, присущая, на мой взгляд, всем текстам, вошедшим в антологию, - к сожалению, а может, и к счастью, с трудом поддается аналитическому разбору. Другое дело, что подобного рода цельность является свойством любого вменяемого литературного произведения.

Более конкретно можно говорить о границах "малой прозаической формы". Занимая собой пространство от односложного афоризма (без уточнений) до большого рассказа на восемьдесят тысяч знаков, означенная форма, тем не менее, в приближении к первому случаю склонна перерастать в циклы миниатюр, а в приближении ко второму - в небольшие повести и романы. Подобного рода спектр наиболее адекватно представляют тексты шорт-листеров (Денис Осокин в первом случае, Алексей Лукьянов - во втором), однако и антология служит достаточно точной иллюстрацией этого процесса.

Нет смысла превращать предисловие в критическую статью, посвященную творчеству участников антологии. Каждый из них достоин отдельного разговора - просто не у всех время для этого уже наступило. И каждому хотелось бы пожелать, чтобы нижеследующая публикация была лишь незначительным эпизодом в самом начале творческой биографии.

Сергей Соколовский


© 2001-2003 Независимая литературная премия "Дебют"
Поддержка в интернете Myweb.ru
Rambler's Top100