Дорогие друзья!
Итак, мы начали «вторую пятилетку». С 1 июня открыт прием конкурсных работ на соискание Независимой литературной премии «Дебют» 2005 года.
Вы молоды, вы талантливы. Но дар слова работает, только если он соединен с масштабом личности. Если вы следите за литературным процессом, вы видите, как много имен вспыхивает и исчезает через небольшое время, нужное для того, чтобы одна мода сменила другую. Проект «Дебют» призывает вас прийти в литературу. Но приходить имеет смысл для того, чтобы остаться.
Есть выражение: «Много на себя берешь». Мол, будь скромней, не лезь, куда не просят. Но быть писателем и значит много на себя брать. Иметь внутреннюю санкцию говорить и быть услышанным. Писатель – это личность, которая по роду занятий, по своему уровню вступает в отношения со всем обществом. Даже если его тиражи поначалу небольшие.
Сегодня в жизни и в литературе возникли задачи, которые может решить только ваше поколение. И браться за них надо сразу, самим, ничего не боясь и не вставая в очередь за «старшими товарищами». Товарищи свои попытки уже сделали. В результате имеем литературу депрессивную, не способную воздействовать на аудиторию. Есть исключения из правила, исключения большие, может, даже великие. Но в целом русская литература уступила своих читателей масскульту – либо переводным мастерам. Это – на внутреннем рынке. На рынке международном положение еще плачевнее. Русские писатели мало кому интересны. Считается, что после перестройки нам нечего сказать.
Так ли это?
У нас есть большая страна. Есть свои национальные ценности и свои интересы, как внешние, так и внутренние. Россия не претендует на звание сверхдержавы – хотя бы потому, что «сверхдержава» есть сегодня этический и эстетический анахронизм. Но вот в интервью известного писателя читаем, как зарубежный собеседник обиделся на его слово «великая» применительно к нашей стране. Природа этой обиды элементарна. Хороший европеец, который честно работал, не пьянствовал, не сотрудничал с мафией, не понимает, почему плохие русские числят за собой какой-то символический капитал. Он готов воспринимать про Россию все негативное – опять-таки про пьянство, про мафию, про воровство – и только этому верит. Позитивное ему подозрительно, в позитиве мерещится реставрация «империи зла» с ее помпезной ложью и преследованием инакомыслящих.
Дело не только в том, что европейцу комфортнее думать так, как он думает. У нас самих существует развитая, активно транслируемая культура негатива. Это проблема наполовину пустого и наполовину полного стакана. Людям, прошедшим Великую Отечественную, жизнь, где вдоволь хорошего вкусного хлеба, казалась счастьем. Сейчас предложение видеть в буханке ценность кажется чуть ли не оскорблением. Культура позитива абсолютно не разработана. Менталитет не позволяет видеть в собственной жизни, такой, какая она есть, хоть что-то хорошее. Хорошее кажется неправдой. Правду принято не говорить, а резать. За правду полагается страдать. Мало у кого хватает широты ума, чтобы увидеть в культуре негатива все ее окостенелые штампы.
Культура позитива – это принципиально другое сознание. Это умение даже на малом хорошем простроить личную крепость духа. Нащупать точку опоры и перевернуть мир – для начала свой внутренний. Культура позитива – это более сложные и более высокие художественные задачи. «Преступление и наказание» -- пример гениального православного хэппи-энда. Кто сегодня сможет такое?
Это смогут только совершенно новые авторы, не зараженные малодушным унынием и трусливым самоуничижением, доставшимися в наследство от «совка» и перестройки. Им есть на что опереться. Россия по-прежнему могучая держава. Мы хотим, чтобы в этой стране все было хорошо. Мы уважаем себя, свою культуру, свой суверенитет. У страны есть потенциал, чтобы спокойно, достойно, поступательно развиваться. Этот потенциал гораздо, гораздо выше, чем принято думать. Прежде всего, это человеческий ресурс. В России невероятно много талантливых людей – практика «Дебюта» тому пример. Если удастся отряхнуть культуру негатива, осознать ее по большому счету неблагородство, невыгоду для нас, то высвободится огромная энергия, которая пойдет на строительство российского XXI века.
Россия не помещается в шляпе – так сказал герой Булгакова генерал Чернота. Не помещается она и в схемы, привнесенные с Запада либо с Востока. Мы не обязаны быть чьими-то учениками. У России собственный путь – потому, что на чужих путях мы будем неизменно отставать от тех, кто некоторое расстояние уже прошел. Но вот каким именно должен быть этот путь? Вы обратили внимание, что у «Дебюта» в этом году прибавилась номинация «Публицистика». Один из девизов конкурса: «Большая страна». Каждый из вас может думать, что он не Солженицын, и это будет чистая правда. Но мы заинтересованы в людях, которые смеют иметь свои суждения здесь и сейчас. Андрей Скоч, снимаясь в одной из ТВ-программ, посвященных «Дебюту», сказал следующее: «Нужны талантливые, нестандартные решения множества проблем. Нужны сценарии событий, которые выведут страну из бесконечного исторического отставания. Нужны авторы этих сценариев. Ими должны становиться зверски талантливые ребята, для которых слово «Россия» не пустой звук».
Другой девиз конкурса: «Кавказ, любовь моя». Мы направляем ваше внимание на регион, где максимально обострились болезни политические, экономические, нравственные, где жестко тестируется наш суверенитет. Сегодня Северный Кавказ – зеркало, в которое смотрит Россия. Господствующая культура негатива делает зеркало кривым. Должны ли мы согласиться с тем, что от страны, как от гнилой доски, будут отваливаться территории? Должны ли мы некритически потворствовать негативному имиджу России в чеченской войне? Очевидно, что в кавказских вопросах надо разбираться самим и без суфлеров. Негатив тоталитарен. Он так же, как некогда КПСС, преследует инакомыслие. Но Кавказ – часть нашей истории, нашей культуры. Это зона наших геолитературных интересов. Кавказ – это Пушкин и Лермонтов. Всякий носитель русского языка любит Кавказ, даже если ни разу там не побывал. Известно высказывание: клевета – это истина, сказанная без любви. Мы ждем от вас истин, сказанных с любовью.
В идеале журналист – это харизматическая личность, к чьим словам прислушиваются десятки тысяч людей. Проще всего добиться эффекта, хлестко кого-нибудь изобличив. Но эффект этот временный. Чтобы понять секрет реального успеха, обратимся к опыту книжного рынка. Бестселлерами становятся книги, где есть положительный герой и счастливый конец. Ровно то же самое распространяется на журналистику. Реально воздействует и «цепляет» позитивная информация. Подавать ее труднее, чем негатив. Таланта требуется побольше. Нагрузка на слово гораздо серьезнее. Но и конкурс наш не для слабаков.
Что касается художественной прозы, то здесь мы наблюдаем две болезни, буквально въевшиеся в наш литературный геном. Первую можно назвать «болезнью маленького человека». Этот тип героя был когда-то эстетическим прорывом и гражданской миссией писателя. Но постепенно он захватил всю территорию. Надо помнить, что не только автор создает героя, но и герой, оживая под пером, воздействует на автора. Бесконечно описывая «маленького человека», неспособного к социальному действию и бытийному подвигу, писатель и сам становится маленьким человеком. Как следствие, он перестает быть властителем дум. Другая болезнь связана с тем, что при «совке» литератор был вынужден сражаться с режимом за право быть частным лицом. В результате сегодня едва ли не единственной достойной темой прозы считается частная жизнь неудачника.
Проблема положительного героя не могла быть решена в рамках социалистического реализма. Новой литературе, чтобы вернуть себе читателя, нужны свои «хорошие парни». Яркие герои нашего времени. Нужен позитивный мэссидж и сильный сюжет: опорно-двигательный аппарат прозы. Все это, пока мейнстрим впадал в спячку, присвоили дешевые развлекательные жанры. Сейчас даже непонятно, как подступиться ко всему этому имуществу, чтобы дышать легкими Шекспира и Льва Толстого. Но и отступать некуда. «Старшие товарищи» давно пытаются объявить литературный дефолт. Как будто после них нет никого талантливого. Но вы – есть. На том стоит «Дебют».
Уже проклевываются ростки нового реализма, литературы «новой искренности». Мы надеемся, что эти перспективные тенденции будут развиваться. Обратите внимание на номинации «Киноповесть» и «Литература духовного поиска». Это две стороны одной медали. Для «Киноповести» требуются живые, хорошо написанные истории, где важна не только сюжетная динамика, но и глубина разработки материала. Есть намерение создавать новое молодежное кино на хорошей литературной основе. Номинация «Литература духовного поиска» появилась в противовес тенденции, по которой легкость написания и прочтения считается неоспоримым достоинством книги. Россия и в самые трудные времена не бросала своих «проклятых вопросов». Религиозно-философская мысль может обмелеть, но не может иссякнуть. Мы уже слышали мнения, что такая номинация нашим конкурсантам не по возрасту. Мы с этими мнениями не согласны. Должны появиться не только тексты, но и новые духовные лидеры уровня Ганди и Мартина Лютера Кинга. Выйти они могут только из поколения молодых.
Теперь о языке. Было время иллюзий, будто мат заменяет метафору. Это время, кажется, уже позади. Нелегким путем мы пришли к пониманию, что место ненормативной лексики скорее все же на заборе. Теперь другая напасть: тексты пишутся простейшим нулевым языком «под перевод». Никому не заказано надеяться на успешные западные тиражи. Однако «Дебют» будет настаивать, что литература – по-прежнему искусство слова. Мы будем культивировать и поощрять чистый, богатый, образный русский язык, который тоже считаем одной из основных национальных ценностей.
Конкурс 2005 года не обещает быть легким. И для авторов, и для нас, организаторов «Дебюта». Пожелаем друг другу успеха. Обратите внимание на информацию о «Клубе «Дебют», которая содержится на сайте и касается всех участников конкурса. В заключение сообщаем, что в «Дебюте» увеличился премиальный фонд. Теперь каждый лауреат получает издательский договор с эксклюзивным гонораром не 2000, а 3000 долларов США (разумеется, в рублевом эквиваленте). И еще: у нас появляется перспектива расширения издательской деятельности. Яркие работы с позитивным мэссиджем, пусть даже не вышедшие в финал «Дебюта», имеют шанс быть опубликованными в периодике и включенными в книги.
|